Программа развития ООН

Российская Федерация


ПРООН в Российской Федерации

Общая информация

С начала 2011 года в Москве работает Офис по поддержке проектов Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Российской Федерации. Представительство ПРООН в РФ было преобразовано в национальный офис по поддержке проектов в конце 2010 года в связи с завершением Страновой программы на 2008-2010 годы и обретением Российской Федерацией статуса страны-донора международной помощи.

Задачей Офиса по поддержке проектов ПРООН является техническая поддержка ряда проектов, которые ПРООН продолжает осуществлять в России в сотрудничестве с государственными структурами и другими партнерами. Работой национального офиса по поддержке проектов руководит глава офиса из числа национальных сотрудников ПРООН. Офис отчитывается за свою деятельность перед штаб-квартирой ПРООН в Нью-Йорке и Региональным центром ПРООН в Братиславе.

До 2011 года в Российской Федерации действовало Представительство ПРООН, которое открылось в Москве в 1997 году. Сотрудничество с Россией началось еще в 1993 году, когда было подписано рамочное Соглашение с Правительством РФ. Программы ПРООН осуществлялись как на федеральном уровне, так и в целом ряде регионов Российской Федерации. Они были направлены, прежде всего, на укрепление потенциала государственных структур и гражданского общества в решении наиболее острых социально-экономических проблем путем предоставления рекомендаций в области реализации государственной политики и технической помощи. Главой офиса являлся Постоянный представитель ПРООН в РФ, однако в конце 2010 года эта должность была упразднена.

Количество сотрудников ПРООН в Российской Федерации на январь 2011 г. составило 23 человека.

Приоритеты работы ПРООН в России изложены в Плане действий на 2011 год, который в значительной степени основан прдыдущих страновых программах (см. раздел «Страновые программы»). Последняя Страновая программа ПРООН для Российской Федерации была рассчитана на 2008-2010гг. Все страновые программы готовились в процессе обширных консультаций с Правительством, учреждениями системы ООН, группами, представляющими гражданское общество, и другими партнерами.

Как и предыдущие программы, действующий План действий опирается на пять основных направлений, по которым ПРООН работает в глобальном масштабе, включая эффективное и ответственное управление, экономический рост и сокращение бедности, постконфликтное восстановление и развитие, экологическая устойчивость, противодействие ВИЧ/СПИДу.

Цель Плана действий, разработанного в сотрудничестве с Российским Правительством, является достижение конкретных позитивных изменений в жизни людей и улучшение качества жизни в Российской Федерации. Таким образом, в центре внимания ПРООН всегда находятся люди и их потребности. Такой подход обеспечивается использованием, прежде всего, местного потенциала и тщательным мониторингом и оценкой эффективности работы.

В Российской Федерации приоритетом программной деятельности ПРООН в настоящее время являются следующие направления:

Общий объем средств, израсходованных на осуществление проектов ПРООН с 1997 по 2010 г., составляет около 160 млн. долл. США

Объем израсходованных средств по направлениям деятельности в 2006-2010 гг., тыс.дол.США


Программные направления

2006

2007

2008

2009

2010

Экономическое развитие и сокращение бедности

10,883

3,361

655

1,460

2,500

Предотвращение кризисов и восстановление

2,493

2,617

2,550

720

1,640

Энергетика и окружающая среда

2,792

5,944

6,430

5,815

6,700

Демократическое управление

262

130

460

596

340

ВИЧ/СПИД

191

837

1,250

843

650

Прочие

-4

303

528

398

70

Всего

16,618

13,191

11,873

9,995

11,900

Благодаря продуманной стратегии партнерства, ПРООН в России пользуется поддержкой

различных категорий доноров

: многосторонних и двусторонних, российских госструктур, корпоративных, Глобального экологического фонда (ГЭФ) и других трастовых фондов, агентств ООН (см. раздел «Совместные проекты»). Национальный офис по поддержке проектов ПРООН финансируется целиком из средств, полученных внутри страны от традиционных доноров и российских государственных организаций федерального и регионального уровня. Начиная с 2011 года, он не имеет доступа к основным средствам организации, пополняющихся за счет вкладов стран-членов ООН, так как Россия имеет статус страны-донора.

К двусторонним донорам относятся развитые страны, которые предоставляют помощь развивающимся странам и государствам, переживающим переходный период, к многосторонним донорам – институты, представляющие группу государств, например ЕС. Корпоративные доноры – это частные и государственные коммерческие предприятия. Трастовые фонды представляют собой механизм для получения средств от одного или нескольких правительственных или неправительственных доноров, включая частных лиц или компаний.

Донорские взносы в 2006-2010 гг., тыс.дол.США


Доноры

2006

2007

2008

2009

2010

Корпоративные доноры

12,003

2,637

100

0

200

Правительство

618

385

0

360

380

Двусторонние и многосторонние доноры

4,458

5,784

3,229

1,488

1 100

ГЭФ

5,988

8,523

11,000

8,870

20 820

Другие трастовые фонды

401

574

1,221

150

0

Агентства ООН

235

45

24

513

25

Всего

23,703

17,948

15,574

11,380

22,525

В рамках своих проектов в России ПРООН сосредотачивает внимание на содействии стране в достижении Целей развития тысячелетия - конкретных целей и задач в приоритетных областях, включая борьбу с бедностью, здоровье, образование, экологию, права человека и партнерство, которые были одобрены мировыми лидерами на Саммите Тысячелетия в 2000 г. В России и других странах со средним уровнем дохода международную программу ЦРТ необходимо было адаптировать с учетом ситуации в каждой из этих стран.В то же время проекты ПРООН направлены на поддержку международной роли Российской Федерации в деле достижения ЦРТ в мире.